Актуален ли вопрос демпинга для российского рынка пивоварения?
« НазадПо информации антимонопольной службы, представители ассоциаций и участники отечественной алкогольной индустрии сообщили о демпинге со стороны крупных пивных производителей. Это произошло во время сбора данных о конкуренции на оптовом сегменте рынка.
Заявления не остались без внимания: дальнейшим шагом ФАС стали запросы о ценах, направленные заинтересованным участникам пивной отрасли. После этого сразу два источника сообщили, что информация, касающаяся стоимости, необходима для обоснования возможного введения минимальных розничных цен.
Мнения экспертов по поводу МРЦ
О минимальных ценах на пиво споры ведутся достаточно давно. Часть малых и средних производств отстаивают их введение, тогда как более крупные и транснациональные компании активно протестуют против них. О необходимости МРЦ заявляет и Союз российских пивоваров. По мнению его представителей, цены за 1 л пива должны зависеть от способа розлива и выглядеть таким образом:
- Бутилированное и баночное — 110 руб.
- Разлитое в упаковки ПЭТ — 90 руб.
- Реализуемое в розлив — 85 руб.
По словам Даниила Бримана, председателя СРП, на производство 1 л напитка тратиться не менее 30 руб. Регулярно растут цены на солод, упаковочный материал, транспортировку, поэтому повышается и стоимость продукции. Очевидно, что демпинг только ухудшает ситуацию на рынке, тогда как введение МРЦ ее стабилизирует. Это же можно отнести и к другим алкогольным категориям.
Президент СУПТ Николай Желагин добавил, что с помощью МРЦ можно устранить проблему с оборотом нелегального пива. Но уровень цен не должен быть слишком высоким.
Дело в конкуренции?
Крупные отраслевые производители считают действия ФАС привычным делом. Представители Heineken сообщили, что взаимодействие с антимонопольной инстанцией происходит постоянно, при этом обсуждается множество актуальных вопросов, включая цены.
В AB InBev Efes поведали, что темой последних запросов были не цены, а конкурентная среда. По мнению представителя компании Ораза Дурдыева, о демпинге могли говорить только отдельные участники рынка, и именно в целях соперничества. Учитывая, что за последний год появилось около 200 новых пивоваренных предприятий, не стоит удивляться росту конкуренции. Возможно, и ФАС в результате исследований придет к подобному заключению.