Банка и бутылка пива стали дешевле
« НазадВ 2020 году единственная категория среди продуктов повседневного спроса, продемонстрировавшая отрицательную инфляцию — алкоголь. Такие данные показали исследования, проведенные в сегменте розничной торговли компанией Nielsen. Анализ проводится в городах, население которых выше 10 тысяч человек. В результате удалось выяснить, что продукты питания подорожали на 4%, сигареты стали стоить на 10%, а алкогольные напитки, в сравнении с показателями 2019 года, стали дешевле на 0,9%.
Такие показатели возникли только за счет уменьшения цены на пиво. Для этого продукта во всем сегменте алкогольных напитков составляет в натуральном выражении 84%, а в денежном — 44%. Но уменьшение цены коснулось только пива. Подорожание водки составило 1,5%, а других напитков — 5,3%.
Однако аналитики Nielsen обращают внимание на то, что снижение стоимости коснулось именно единицы товара — банки. В 2019 году средняя цена за упаковку составляла 65,3 рубля, а в 2020 этот показатель снизился до 63,9 рублей. Но сам товар — пиво, не подешевел. В пересчете не на единицы упаковки, а объем, пиво подорожало. За год цена литра напитка поднялось на 0,5% и составила 98,1 рублей.
Почему бутылка или банка пива дешевеет
Снижение средней стоимости единицы упаковки пива объясняются аналитиками Nielsen эффектом "даунсайзинга", при котором объем или масса продукта снижается за счет размера уменьшения размера упаковки. При этом цена товара не повышается.
По сведениям компании объем упаковок начал уменьшаться не в прошедшем году, а с 2018 года. Так ПЭТ-упаковка (т.е. пластиковая бутылка) в III квартале 2018 года имела средний размер 1,37 л, в соответствующем квартале 2020 года ее объем составлял уже 1,22 л. Размеры жестяной и стеклянной тары при этом уменьшился на 0,02 л — с 0,48 до 0,46.
Данные о том, что производители уменьшают размер упаковки, подтверждаются и в компании AB InBev Efes, занимающейся производством пива. Как и другие секторы экономики, пивоварение переживает кризисные времена. Поэтому, чтобы сохранить покупателя, потребители стремятся сохранить привычные цены на дорожающий продукт.
Ситуация с продажами
За период до августа 2020 года в натуральном выражении продажи пива возросли на 6% в сравнении с этим же периодом 2019-го.
Датская Carlsberg Group, которой принадлежит российская “Балтика”, продала в странах Восточной Европы 20,4 млн. гектолитров, что на 5,1% больше, чем ранее. В России рынок вырос еще сильнее — на 19%. Этому есть и такое объяснение как увеличение промоактивности покупателей и теплая погода.
Anadolu Efes, турецкий производитель, в отчетах показывает рост продаж на 4%, что в натуральном выражении составляет 24,5 млн. гектолитров. Россия в эти показатели также внесла серьезный вклад — увеличение продаж в нашей стране повысилось на 10%. Одним из факторов, влияющих на такое положение дел специалисты называют ограничения для выезда туристов за рубеж.
Голландская Heineken предоставляет отчетность за первую часть 2020 года. За полугодие продажи этого пива в России упали на 15,9%. Но стоит учитывать, что в данные не входит результаты за период, характеризующийся наибольшим спросом.