Крафтовые пивоварни в России могут разориться из-за ввода контрамарок
« НазадУже 1 апреля пиво, сидр, пуаре и другие пивные напитки начнут маркировать. Необходимость такого эксперимента власти объясняют большой долей (5-12%) контрафактного пива на рынке. Сами же производители уверяют, что нелегальных напитков не более 2-5%.
Представители пивоварни Wooden Beard утверждают, что существующих способов контроля достаточно. При наличии усердия со стороны контролирующих служб, контрафактное пиво и другие напитки можно легко выявить. В пивоваренной компании AB InBev Efes с ними солидарны. Их директор по правовым вопросам Ораз Дурдыев называет вводимую дополнительную маркировку избыточной и необоснованной. Он уверяет, что пиво слишком дорогой в производстве продукт и заниматься его фальсификацией не выгодно. Неучтенная продукция возможна только в сегменте разливного пива.
Кто заплатит за дополнительную маркировку
В AB InBev Efes подсчитали, что оборудование и доработка систем внутреннего учета обойдется приблизительно в 5 млн. долл. на завод. А есть еще затраты на приобретение идентификационных кодов. Все допрасходы увеличат себестоимость и отразятся на ценниках. В условиях зависимости спроса на слабоалкогольный ассортимент от его цены, потребитель может переключиться на более дешевые и не всегда качественные напитки.
Даниил Бриман, председательствующий в совете Союза российских пивоваров уверяет в низкой маржинальности производства пива. При высокой конкуренции большую прибыль не заложишь. Низкая маржа не позволит производителям взять на себя все дополнительные расходы, связанные с маркировкой.
Производители пива прогнозируют:
- Рост цен на пиво и пивные напитки в среднем на 15-20%
- Падение спроса
- Порядка 30% малых и средних пивоварен окажутся на грани банкротства
- Крупные компании также пострадают, снизив объемы производства на 30-50%
- Бюджет недополучит до 60 млрд. рублей налоговых сборов
Генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» с пивоварами не согласен. Максим Черниговский не верит в подорожание пивных напитков на несколько десятков процентов. По его прогнозам конечная цена пива вырастет максимум на 1-2%, так как значительную часть затрат на введение маркировки государство обещает компенсировать. Также эксперт недоумевает, почему для пивоваров сделали исключение, в то время как для остальных производителей алкогольной продукции маркировку ввели еще несколько лет назад.
Небольшие пивоварни не выживут
Рынок пива и пивных напитков сильно подвержен сезонности, напоминает Даниил Бриман. Любые нововведения в начале сезона продаж "смерти подобно", особенно если они предполагают дополнительное регулирование и контроль.
Малые пивоварни эксперимент с маркировкой воспринимают не иначе как борьбу с небольшими развивающимися компаниями, заявляют в Wooden Beard. В этой частной санкт-петербургской пивоварне предсказывают закрытие некоторых крафтовых пивоварен из-за дополнительной финансовой нагрузки, которую только обещают частично компенсировать позже.
В Союзе российских пивоваров настроены не так пессимистично. Здесь расценивают вероятность массового закрытия маленьких пивоварен 50/50. Вероятнее всего в них начнут маркировать пиво вручную, так как приобретать оборудование для них недопустимо дорого. Если эксперимент с маркировкой пивных напитков не "убьет" крафтовых пивоваров, но точно им не поможет. Программы поддержки малого бизнеса, которые сейчас работают в РФ, не применимы к производителям алкогольной продукции.