Минпромторг планирует вводить маркировку пива
« НазадМинпромторг вышел с предложением о маркировке пива. Министерство не собирается на этом останавливаться, планирует в ближайшее время распространить эксперимент с маркировкой на всю алкогольную продукцию. Об этом было заявлено Денисом Мантуровым, главой министерства, на совещании президента России Владимира Путина с правительственной группой.
Внедрение маркировки пива
Министр отметил, что сфера алкоголя пока не затронута маркировкой, однако именно на этот сегмент приходится наибольшая доля фальсификаций и контрафакта. Поэтому важно распространить эксперимент в этой группе напитков, начав с пива и масштабировав на весь алкоголь.
Начало экспериментам по маркировке продуктов питания и других товаров двухмерными матричными кодами положено в Российской Федерации в 2019 году. Матричный штрих-код имеет форму прямоугольника или квадрата, ограниченного с двух сторон прямыми линиями. Поле кода заполненяется чередующимися двухцветными модулями, обычно белыми и черными как наиболее контрастными.
Сейчас штрих-код формата Data Matrix обязателен для нескольких видов продукции:
- Парфюмерии
- Табачной продукции
- Фототехники
- Лекарственных средств
- Шин и покрышек
- Обуви
Перечень маркируемых товаров будет постоянно расширяться. С 2021 года Минпромторгом планируется маркировка питьевой воды.
— Мы предполагаем в 2021 году включить эту продукцию в список товаров, подлежащих обязательной маркировке, — заявил Мантуров.
Министр отметил, что российская система маркировки по охвату продукции не имеет аналогов в мире. Однако эту систему следует распространить на страны ЕАЭС. К маркировке готовятся в Казахстане, Армении, Киргизии, Белоруссии, Узбекистане.
Этапы внедрения маркировки пива
Руководитель группы товаров «Вода» ЦРПТ Николай Гладков уточнил, что уже утверждена дорожная карта этого эксперимента. Матричная маркировка пива осуществиться в три этапа. Период до 1 апреля 2021 года отведен для подготовки, включающей научно-исследовательские работы. В это же время будут проработаны детали и распланированы этапы испытаний.
Начало практическая стадии эксперимента отнесено на 1 апреля 2022 года. До этого времени планируется тестирование всех видов упаковки пивных напитков: от бутылок до кег. Руководитель группы отметил, что этап займет около года:
— Государство отводит немного времени на развертывание проекта. Старт эксперимента, может быть дан до 1 апреля в любой момент.
Для эксперимента сейчас формируются рабочая группа, куда вошли и представители рынка. В ее задачи входит:
- Определение технических средств для кодировки
- Формирование правил работы
- Выработка оптимального решение маркировки
- Согласование правил с участниками оборота
Рабочая группа должна разработать пути минимизации затрат на кодировку, чтобы система не привела к удорожанию товара.
В этот период будут обследованы площадки по производству пива, выбран системный интегратор, сформировано техническое решение, налажена поставка и внедрение оборудования. После этого пройдут сами испытания.
Третий этап пройдет до 1 апреля 2023 года. в этот период запланировано массовое распространение проекта. Когда решение о введении матричной кодировки вступит в силу, участникам рынка будет отведено 8-12 месяцев на внедрение системы.
Николай Гладков дополнил, как важно помнить об ограниченности возможностей предприятий, внедряющих систему Data Matrix: из 1800 производителей на рынке пива, сегодня можно насчитать лишь около 150 квалифицированных системных интеграторов.