Оздоровление конкуренции в пивоварении за счет введения МРЦ на пиво
« НазадВ пивоваренной отрасли продолжается обсуждение введения минимальных розничных цен на пиво. У нас публикуется позиция Даниила Бримана, возглавляющего Совет Союза пивоваров России.
Акционное пиво и влияние низких цен на экономическую ситуацию
Демпинговые цены на пиво, когда литр пива продается за 30 рублей, а иногда и дешевле, действуют не первый год. По мнению эксперта, так называемое "акционное пиво" приводит к спаиванию населения, процветанию теневых производителей и разорению крупных налогоплательщиков в регионах, которыми являются легальные пивоварни.
Экономический эффект от их разорения превысит ущерб, нанесенный в 2010-2013 годах ликвидацией транснациональными заводами 13 стабильно работающих производств в разных регионах РФ.
Экспертизе Бримана, знающего все тонкости производства, благодаря опыту работы с разными по масштабу предприятиями, более 27 лет. По его наблюдениям, впервые цены были снижены в 2015 году. И с каждый годом розничная цена на пиво при том, что дорожает солод, увеличивается акциз и стоимость электроэнергии, падала.
По результатам исследования пивного рынка эксперты пришли к выводу, что уже на протяжении нескольких лет каждый второй литр пива потребитель получает как акционный товар, то есть практически бесплатно или ниже его себестоимости. Некоторые сорта пива потребитель приобретает дешевле, чем питьевую воду.
Цена напитка, включающая стоимость сырья и тары, налог на добавленную стоимость, акциз, торговую наценку и другие составляющие, не покрывает расходы производителя. Это настоящий демпинг, бьющий по экономике предприятий.
Пиво с акционными скидками реализуется повсеместно: в барах, ресторанах, супер- и гипермаркетах. В 2019 году 383 млн. декалитров напитка, а это 7,6 миллиарда 0,5 бутылок, потребители получили практически бесплатно.
Сниженная покупательская способность приводит к тому, что потребители предпочитают более дешевые товары. Поэтому спрос на пиво по цене, компенсирующей производственные затраты, налоги и маржу производителя, ликвидируется.
Демпинговые цены, устанавливаемые транснациональными компаниями, станут причиной закрытия многих независимых пивоварен, выпускающих на сегодняшний день 38% российского продукта. Их разорение ударит по сельскому хозяйству, сократит рабочие места в логистике, торговле и производстве тары.
Бриман считает, что в ситуацию должно вмешаться государство. Практика продажи дешевого пива должна быть пресечена, а конкуренция в сфере пивоварения должна войти в цивилизованное русло.
Российские пивоваренные компании считают, что стоимость одного литра пива:
- В кегах не должна быть менее 85 рублей
- В алюминиевой и стеклянной таре — не менее 110 рублей
- В заводской ПЭТ-упаковке — не менее 90 рублей
Ценовые ограничения оздоровят конкуренцию и улучшат здоровье нации: в отсутствии бросовых цен, любители пива будут выбирать качественный напиток, что способствует культуре потребления напитка.
Справочные данные по потреблению пива в России
Уровень потребления в разные годы:
- 2007 год — наибольший уровень, составляющий 80,9 л
- 2009 – 2013 годы — снижение до 70 л
- 2017 год — до 55,5 л
- 2019 год — достиг минимального значения и составил 50 л
Россия не входит в число стран с высоким уровнем потреблением пива. Лидерами рынка являются Чехия (147 л), Австрия (107 л), Германия (102 л) и Польша (100 л). По этому показателю Россию можно сравнивать с Мальтой (55 л в год), Испанией (52 л) и Португалией (51 л).
Структура
В отрасли около 1500 предприятий. По итогам 2019 года транснациональные пивоваренные корпорации производили 62% пива, российские компании — 38%. В 2005 году ситуация была иная. Российские компании производили 10-12% пива. За счет снижения доли западных производителей, национальное пивоварение находится на подъеме. Это и послужило началу ценовых войн на рынке пивоварения РФ.