Различия в оценке объемов розничной продажи пива в РФ
« НазадСогласно данным Росалкогольрегулирования, объемы розничной продажи пива в период с апреля по июнь 2021 года сократились почти на 2% (172,6 млн против 175,9 млн декалитров) по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Ведомство основывается на данных ЕГАИС, учитывающих продажи пива как в рознице, так и в заведениях общепита.
Примечательно, что падение объема продаж в первом квартале составило 7% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Однако, потенциал для роста продаж во втором квартале был обусловлен аномальной жарой, установившейся в Сибири, на Урале и центральной части государства. Более того, 11 июня стартовал ЧЕ-2020, некоторые матчи которого проводились в российских городах. Спонсируемые пивоваренными компаниями, значимые спортивные события всегда способствуют росту продаж пива.
Вадим Дробиз, ведущий специалист в исследовании рынка алкоголя, заявил, что во втором квартале наоборот наблюдался рост продаж, хотя и незначительный (от 1 до 2%). По мнению Дробиза, ведомство неверно учло информацию из деклараций, поданных пивоваренными компаниями. Росалкогольрегулировании до сих пор никак не прокомментировали слова специалиста.
Данные из отчетов
Как известно, пивоваренные компании предпочитают не делиться данными о продажах на локальных рынках. Вместо этого они указывают на динамику:
- По данным компании «Балтика» (часть Carlsberg Group) годовой рост составил 6% по сравнению с текущим отчетным периодом. Однако, по словам представителя «Балтика», эти цифры обеспечены преимущественно ростом розничных продаж в первом квартале (рост на 16%), в то время как в период с апреля по июнь рост составил всего около 0.3%.
- Компания Heineken (Голландия) не предоставила информацию за второй квартал отдельно. Однако, рост объема продаж за все полугодие составил 4-6%.
- Anadolu Efes (Турция), поставляющая Miller, Efes и Beck’s и управляющая компанией, производящей в РФ Bud, «Клинское», Hoegaarden и «Сибирская корона», заявила о том, что продажи из расчета год к году остались примерно на том же уровне.
Скромный рост продаж объясняют не снижением интереса к алкогольному напитку, а так называемым «эффектом высокой базы», так как отрасль демонстрировала высокие темпы роста. Хотя лето в прошлом году было не менее жарким, увеличение спроса на пиво было обусловлено самоизоляцией большого числа граждан на фоне пандемии. Так, в июне-августе прошлого года были зарегистрированы рекордные продажи пива. Аномальная жара летом 2021 года также способствовала увеличению продаж, но этот рост «тормозили» карантинные меры, из-за которых заведения общепита работали не на полную мощность. По данным ритейлеров, таких как «Магнит» и «Ашан», прирост продаж в апреле-июне 2021 года составил всего около 2,3% и 5% соответственно.
Влияние погодных условий
Жаркое и засушливое лето обеспечило рост продаж безалкогольных напитков, который в сети «Ашан» составил 70% в сравнении прошлогодними показателями. «Магнит» задекларировал более скромные показатели: было продано на 38% больше питьевой воды, на 23% — минеральной воды и на 20% — соков и нектаров, чем за аналогичный период в 2020 году.
По данным PepsiCo, рост продаж их напитков в Европе составил около 17%, в большей степени за счет французов, англичан и россиян (рост на не менее чем 10%). Представители Coca-Cola сообщили о росте на 21% (в натуральном выражении). Coca-Cola Hellenic Bottling Company смогли увеличить продажи в РФ на 24-26% (по данным за полугодие 2021 года).
По словам представителей PepsiCo, прошлый год был аномальным из-за карантинных ограничений. Теперь мы наблюдаем возвращение к нормальному потреблению, подстегнутому жаркой и засушливой погодой. Примечательно, в пресс-службе компании Coca-Cola от комментариев воздержались. Смягченные карантинные меры в большинстве регионах стимулировали рост продаж напитков, в том числе в заведениях общепита.