Участники рынка категорически против маркировки пива
« Назад15 ноября в Москве состоялась пресс-конференция участников пивоваренного рынка, посвященная маркировке. Российские производители категорически против нововведения. Аналогичного мнения придерживаются смежники: оптовики и розница. Правительство уже готовит постановление о маркировке, хотя еще не завершен эксперимент, призванный проверить ее целесообразность. В Союзе российских пивоваров считают новацию чрезмерной, ненужной и несвоевременной. Глава Союза Даниил Бриман назвал беспочвенными утверждения о наличии на рынке больших объемов "левого" пива. По его словам, в случае введения маркировки, производители резко сократят объемы продукции. В отрасли и так проблем хватает:
- На пивзаводах заканчиваются запасы запчастей, расходников и комплектующих для функционирующего оборудования, которые раньше закупали за рубежом. Модернизировать производственные линии крайне проблематично.
- Отсутствие хмеля, дефицит углекислоты.
- Более чем вдвое подорожал пивоваренный солод.
- Отток квалифицированных кадров.
Комплектующие, расходники и оборудование для маркировки нужно покупать за границей, что противоречит идее импортозамещения.
Мнения представителей пивоваренных компаний
Представитель крафтовых пивоваров Александр Иджон полагает, что отрасль и без маркировки достаточно хорошо регулируется. Несколько лет назад для ужесточения контроля внедрили ЕГАИС. Потратили много сил и денег, а теперь в правительстве считают, что этого недостаточно. В случае внедрения новации малым пивоварням придется заниматься ручной маркировкой. Оклейка 1 тонны пива — это рабочая смена. Нужно будет нанимать отдельного сотрудника, что увеличит расходы предпринимателей.
По словам гендиректора МПБК «Очаково» Юрия Антонова, для пивобезалкогольного комбината введение маркировки будет стоить более 600 млн рублей. Придется модернизировать 32 линии разлива на 4 заводах. Пиво подорожает на 1,5-2 рубля. При этом возникнут проблемы с закупкой оборудования. Считывающие камеры — продукция двойного назначения, ее импорт могут запретить в любой момент. Введение маркировки — шаг к деградации отрасли, остановка программ модернизации, уменьшение отчислений в бюджет.
Директор «МПК» Юрий Лобанов сравнил отечественное пивоварение с кораблем, терпящим бедствие. Дополнительный груз в виде маркировки станет причиной его потопления. В «Московской пивоваренной компании» уже опробовали новацию на одной из линий по розливу воды. Расходы на оборудование превысили 9 млн рублей, причем работы были выполнены еще до введения санкций. Каждая единица продукции подорожала на 1 рубль. С пивными линиями все сложнее. Готовых решений для высокопроизводительных цехов нет, в период санкций обкатать технологию невозможно. Введение маркировки будет означать снижение объемов производства на 50%, увеличение затрат на 300 млн рублей. И не факт, что удастся завезти в Россию маркировочное оборудование.
Что говорят смежники?
Основатель розничной сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин утверждает, что в России работают более 100 тыс. торговых точек, специализирующихся на продаже пенных напитков. В случае узаконивания маркировки магазинам придется тратиться на обновление ПО, обучение персонала, приобретение и обслуживания считывающего оборудования. В зависимости от объемов продаж, расходы составят порядка 20-200 тыс. рублей. Государство и так плотно контролирует розницу с помощью ЕГАИС, онлайн-касс, алкодекларирования и системы «Меркурий».
По словам директора завода упаковочных изделий Михаила Осипова, из-за санкций в страну закрыт импорт лаков и красок для пищевой упаковки, а в России аналогичные материалы не производятся. Эксперимент по маркировке был запущен на расходниках, к которым сейчас нет доступа. Замена материалов означает необходимость проведения новых тестов. Без них стикер на пивной бутылке может не дожить до кассы или не поддаться распознаванию.