Внедрение маркировки в пивоваренной отрасли и ее подводные камни
« НазадВ настоящее время в РФ осуществляется эксперимент по маркировке пива. По его завершении эта процедура поэтапно будет вводится в обязательном порядке на всех предприятиях отрасли. Зная ряд нюансов и особенностей процедуры, можно существенно снизить свои экономические потери, улучшить работу предприятия, получить преимущества перед конкурентами в отрасли.
При выборе маркировки пива следует обращать внимание на такие факторы, как вид тары и способ нанесения на нее маркировки. Это взаимосвязанные факторы, и они должны учитывать, в том числе, скорость производства. Например, при небольших скоростях показана процедура стикерования, тогда как на предприятиях с высокой и сверхвысокой скоростью производства эта методика окажется затратной.
В настоящее время законом не ограничивается применение тех или иных методик нанесения кода. Выбор — на стороне производителя, именно он принимает такое решение.
Российское или иностранное решение предпочесть
С одной стороны, у иностранных компаний больше опыта в этой сфере. Но, учитывая современные реалии, ряд пивоваренных компаний делает выбор в пользу российских поставщиков услуг. Но надо иметь в виду, что работающие на рынке российские компании также применяют иностранные комплектующие — камеры, принтеры и промышленные ПК.
Ошибки в процессе внедрения маркировки
В числе наиболее болезненных последствий неправильного внедрения маркировки — потери, связанные с простоями на линиях и большим количеством брака, который обусловлен выбором ненадежного технического решения и неграмотной архитектурой программного комплекса. Пример — самой простой технологией считается нанесение стикеров на колпачки. Для этого применяются стандартные аппликаторы, которые легко монтируются на производственные линии, не требуя дополнительных расходов.
Однако объем издержек нередко становится понятным только после внедрения технологии. Например, стоимость стикеров оказывается в более чем 50 раз выше, чем непосредственное нанесение кода на упаковку. Кроме того, технология использования стикеров предполагает регулярную замену стикер-ленты на линиях с вынужденными остановками последних. Периодический разрыв лент также приводит к внеплановым остановкам, увеличивая издержки.
Частым отрицательным явлением также является поломка на линиях машин для маркировки. Как итог — мультипликация расходов, и плохо показавшее себя решение приходится изымать из работы, закупая и внедряя вновь уже качественные ПО и оборудование.
Выбор грамотного программного обеспечения
При внедрениях маркировок ряд компаний уделяют повышенное внимание непосредственному выбору оборудования, но недооценивают важность подбора ПО. А ведь от грамотности его архитектуры зависит защищенность от ошибок и обеспечение непрерывности процесса производства, даже если компоненты серверной или сетевой инфраструктуры вдруг выйдут из строя. Упрощенная архитектура программного обеспечения — это часто значительные потери для компании.
Выбирая ПО, следует учесть:
- Возможность его интеграции с системой ЦРПТ
- Его взаимодействие с внутренними управляющими, учетными, складскими системами
- Реализация задач интеграции с системами внешних партнеров и иные аналогичные и другие задачи
Вся ответственность лежит на производителе, так как именно он создает продукт с кодом, читаемым по всей цепочке. Так, у розницы, например, присутствует своя специфика — для них важной является скорость считывания кода на кассе, а для производства важна защита от возникновения ситуации пересорта, чтобы ничего не было перепутано.
Грамотное внедрение маркировки определяет эффективность дальнейшей работы предприятия. План-минимум компании — сохранить имеющийся объем производства, план-максимум — нарастить свои показатели.
Грамотное внедрение маркировки должно учитывать накопленный опыт реализации подобных проектов. Опытные игроки отлично разбираются в том, как работает данная индустрия, какие имеются требования к надежности оборудования, оптимальные скорости производственных линий, особенности их обслуживания, цену ошибок и простоев. Этот опыт рождает экспертизу, которая становится залогом успешных проектов по применению маркировки в пивной отрасли.
Изучая экономику проектов маркировки, пивоваренным компаниям следует обратить внимание не только на единовременные инвестиции на покупку и установку ПО и оборудования. Но и на долгосрочные показатели, такие как риски брака, простоев, сказывающиеся на эффективности работы компании. От качества исполнения проекта в целом будут зависеть ключевые показатели производства пивоваренной компании.